Едва не сгорела церковь, в которой я крестилась. Сгорели крыша, перекрытия, пострадали стены… Но, слава Богу, остались живы все пришедшие на службу прихожане, и были спасены иконы. Что-то там с отопительной системой было не в порядке, что и не мудрено в такую неожиданно суровую зиму. Но храму святителя Николая Чудотворца в городском поселке Юратишки Ивьевского района Гродненской области не привыкать к разным испытаниям. Самая древняя деревянная православная церковь в Беларуси переживала за четыре века разные напасти, даже бывала униатской.
Рассказывают, что в 1706 году, во время Северной войны, шведы захватили Юратишки и остались в поселении на ночлег. А коней своих поставили в церкви. Так вот, когда выводили их из храма поутру, все как один ослепли. Или еще быль, но уже про других завоевателей. В Первую мировую войну немцы устроили в юратишковском храме госпиталь. Да никто из попавших туда раненых не вылечивался, все умирали. И будто явилась однажды всем, кто был в оскверненной церкви, сама Пресвятая Богородица и сказала, что не будет тут спасения раненым. Так или не так было, но местные люди утверждают, что, по рассказам стариков, немцы срочно перевели госпиталь в соседний дом.
И тетка Анька, моя неожиданная крестная, о которой я, как, впрочем, и о самих крестинах, уже рассказывала, знала немало местных историй и преданий. Это от нее я впервые узнала, что церковь в Юратишках была построена из чистого дерева, как корабль, еще в 1532 году. Выкрашенная голубой краской она и впрямь напоминала корабль. Но года два назад обшили ее белым сайдингом — и стал корабль белым.
В то жаркое лето почти четверть века назад, когда я приняла решение о крещении, небольшой храм показался мне огромным. В тесном притворе, где почти столетний священник совершал таинство крещения очень взрослой девицы, было душновато. Зато потом, выпущенная в полумрак главной церковной залы, я ощутила невероятную прохладу и легкость. Будто крылья выросли за спиной…
Давно беседует с Богом крестивший и научавший меня правилам жития священник. Ушла на небо просить за нас прощения моя крестная тетка Анька. Вырос, закончил вуз, получил неплохую работу, а, главное, стал чудесным парнем мой крестник Юрочка, благодаря которому и попала я в Юратишки в то далекое, еще советское и атеистическое время. В пахнущую деревом, ладаном и воском, пышущую жаром свечей церковь Николая Чудотворца. Чтобы навсегда поселить в своем сердце это голубое чудо народного зодчества.
Не знаю, радость ли вдохновила или грехи тяжкие принудили виленского воеводу и канцлера ВКЛ Альберта Гаштольда заложить в XVI веке в поселении Юратишки деревянную церковь-корабль, который всегда берегло небо, а люди, спустя два века, перестроили и обновили. Теперь пришел наш черед помочь пострадавшему храму. Тех, кого он крестил, кого поддержал в трудный час, кого благословил в семейную жизнь. И кому просто объяснил, что делать добрые дела, помогать ближним и искать свою дорогу к храму надо уже сегодня.
Недавно услышала, как внучка моих друзей-художников, малюющая что-то обычными акварельными красками, очень серьезно сформулировала: “Наверное, Бог — художник, ведь столько разных цветов на свете”. Бог точно художник, и обновленная в XXI веке церковь в Юратишках обязательно будет цвета неба.
А вы уже нашли дорогу к своему храму?