Для большинства европейцев взять бесплатную газету в метро – это такой же неотъемлемый утренний ритуал, как сварить себе кофе, пошептаться в лифте с коллегами или проверить на предмет писем свою «электронку». И вот наконец в белорусской столице тоже появилось такое издание: газета «Вечерний Минск» переместилась из газетных киосков на специальные стеллажи в Минском метрополитене, откуда ее может взять каждый, кто желает скоротать время в поездке за приятным чтением, — причем совершенно бесплатно. Сможет ли окупиться такая дорогостоящая затея? Правда ли ,что предприимчивые граждане уже пытались приторговывать газетой на улице? И как связан этот проект с газетой «Метро», появившейся в минской подземке в лихие 90-е? Обо всем этом нам рассказала генеральный директор агентства «Минск-Новости» Екатерина Дубинская.
– Екатерина Эдуардовна, минскому метро без малого три десятка лет, журналистов в столице полно, тем для материалов – тоже. Так почему же бесплатная газета появилась в подземке только сейчас?
– Немногие знают, что в 90-е годы в Минске уже было такое издание: оно называлось «Метро», и так совпало, что руководила им тоже я. Сегодня те несколько экземпляров, которые мне удалось сохранить, выглядят как привет из прошлого века – тонкие, черно-белые, с «топорной» версткой и тремя фамилиями под всеми журналистскими материалами. Но мы уже тогда ощутили, как это «вкусно», когда ты заходишь в метро – и все читают твою газету. В такие моменты всегда хотелось объявить на весь вагон: «Смотрите, это делала я!..» К сожалению, через год проект завис, но минчане по привычке продолжали собираться на станциях, ожидая, когда наконец подвезут свежий номер. Но даже распрощавшись с проектом, я не раз мысленно возвращалась к этой задумке. Я верю, что хорошая мысль всегда материальна, и поэтому очень рада, что наш город почувствовал необходимость в такой газете.
– А не было жалко «переселять» на платформу метро именитое издание, которое гораздо привычнее видеть на столах офисов и библиотек?
– Вначале я тоже из-за этого переживала: мне не хотелось становиться «гробовщицей» «Вечернего Минска» – бренда, который создавался не мной, за которым стоят многие поколения журналистов и преданных читателей. Но потом я осознала, что, «прописываясь» в метро, газета не становится хуже и легковеснее: это все то же издание, качественное, интересное, только теперь гораздо более массовое. Сегодня «Вечерний Минск» – это полноценные 32 страницы, на которых затрагиваются все стороны жизни столицы, начиная от городского хозяйства и транспорта, расписания овощных ярмарок и цен на местных рынках, до культурных событий и людских судеб. Даже реклама, которую мы публикуем, это не объявления «куплю-продам», а добротные имиджевые материалы о столичных предприятиях, которые тоже всегда читаются с интересом.
– Но газета вряд ли сможет прокормиться за их счет…
– Это идеологический проект, который финансируется городскими властями, и я не боюсь в этом признаваться. Я всегда была сторонницей того, чтобы делать газету не на плохих новостях, которыми спекулируют многие коммерческие издания, а рассказывать о том хорошем, что происходит в городе и в стране, о том, что государство делает для людей. Не вижу в этом ничего зазорного.
– Первые несколько недель, пока у горожан не вошло в привычку брать на ходу свежий номер «Вечерки», возле стеллажей дежурили сотрудники издания. А вы спускались вместе с ними на платформу?
– Да, я тоже пару раз выходила на такие дежурства – как и полагается, в фирменной кепочке, со стопкой газет в руках. Это отличный способ понять, нравится ли минчанам новая «Вечерка», как она идет. Первый вопрос – сколько стоит, второй – не много ли рекламы: видимо, минчане уже «наелись» бесплатных газет, в которых, помимо объявлений, почти нет никакой информации. Кстати, мы подумываем о том, чтобы на самых оживленных станциях сделать такие дежурства постоянными. Не столько для внимания к газете, потому что большинство пассажиров берут ее уже без напоминания, сколько для самих журналистов, ведь после таких «вылазок в народ» они приходят на планерку с целой тетрадкой тем и идей.
– Посоветуйте, к какому времени лучше подходить, чтобы гарантированно взять свежий номер?
– Первый раз газета появляется на платформе в шесть утра, когда минчане едут на работу. Обычно часам к восьми ее уже нету. Помню, сотрудники «Вечерки» как-то даже спрашивали: «Екатерина Эдуардовна, а мы сегодня выходили?» – «Что за вопрос?» – удивлялась я. – «Просто у нас сегодня шквал звонков от тех, кто был в метро в девять и не получил свежего номера». Специально для таких случаев мы стали оставлять триста экземпляров прямо в редакции… Второй раз газету докладываем вечером, когда все возвращаются домой. Наши фотографы не раз запечатлевали картину, когда в одном вагоне шесть или даже семь человек подряд читают «Вечерний Минск». К слову, скоро «Вечерку» можно будет взять не только в метро, но и в некоторых медицинских клиниках и крупных торговых центрах – ГУМе, ЦУМе, Торговом доме «На Немиге». А для тех, кто редко бывает в этих магазинах и не ездит в подземке, мы специально оставили подписку. Так что если кто-то хочет, чтобы газета по-прежнему приходила к нему домой или в ближайший киоск – милости просим. Тем более что цена подписки чисто символическая.
– А как вы боретесь с «макулатуросборщиками» – людьми, которые хватают газету целыми пачками и затем сдают ее в обмен на деньги, даже не читая?
– В этом проекте мы выступаем вместе со всеми городскими службами, в том числе и с Минским метрополитеном. Я всегда улыбаюсь, когда вижу, как милиционеры и дежурные по станциям добровольно берут на себя руководство процессом: «Так, одна газета в руки! Вторую положите на место! Я все вижу!» Пару раз все-таки случалось, что предприимчивые граждане выносили стопку из 20–30 номеров и перепродавали их на улице. Но это хороший признак, если люди готовы отдавать за нашу бесплатную газету свои деньги. А вообще, подъем аудитории мы почувствовали сразу: письма приходят пачками, телефоны раскалены. Но наш самый лучший рейтинг – это то, что прочитанная газета не валяется на станциях. Это значит, что она уходит домой – получается, чтобы узнать число наших читателей, нужно умножить весь тираж как минимум втрое. А следовательно, от того, какой будет наша газета, зависит настроение во всем городе.
Виктория КРУПЕНЬКОВА, журнал «Журналист»