После появления, точнее, возвращения Тамары Лисицкой на телевидение никто не сможет сказать, что на экране нет ярких лиц. К тому же вслед за рыжей бестией в дневное ток-шоу «Только женщина знает» на канал «Беларусь 1» подтянулись многие известные люди, чтобы обсудить самые насущные проблемы общества, связанные с браком и семьей, воспитанием детей, здоровьем и даже поведением за рулем. Тамара как автор «женских романов» знает ответы на многие вопросы.
— Давайте вспомним, когда вы впервые пришли на телевидение?
— Мне было 10 лет. Пела в школьном хоре. Девичье трио, в котором я была солисткой, победило на телеконкурсе. Что потом произошло, я не помню, мала была, но с тех пор я уже и не уходила с экрана, вела какие-то детские передачи… Первое интервью взяла в 13 лет. Потом была ведущей разных пионерских телемостов с дружественными республиками.
— Учеба работе не мешала?
— Меня часто забирали прямо с уроков. Заглядывал ассистент режиссера в дымчатых очках и громко так произносил: «Лисицкую на съемки!» Помню, что было всегда очень стыдно идти сквозь ряды одноклассников. Такое внимание казалось мне ужасным, тем более на следующий день некоторые ребятки не упускали случая напомнить, что я рыжая, очкастая, и чего меня снимают, им вообще непонятно. А вот учителя меня скорее уважали. Да и училась я прилично. По гуманитарным предметам получала пятерки с плюсом. Зато с математикой, химией, физикой намучилась — даже вспоминать боюсь.
— А когда поняли, что телевидение станет вашей профессией?
— Уже когда подросла и стала как-то экспериментировать с текстами и с картинкой. Камеры к тому моменту совершенно не боялась, она мне, наоборот, силы придавала. И вот в компании разных молодых режиссеров мы что-то такое альтернативное пытались снимать, ползали по каким-то стройкам, читали там с умным видом стихи… Потому поступила на журфак. Собственно, выбора и не было — это ж, получается, у меня к тому времени семилетний стаж был на ТВ плюс я уже на радио вела программу в прямом эфире. Если помните, были у меня такие передачи: «Фокси Мьюзик», «12, или На ночь глядя», «Дневник женщины», «Кстати», «Вот такие пироги».
— Кое-что помнится. А почему уезжали в Москву работать?
— Так обстоятельства сложились. В 1996 — 1998 годах я работала в телекомпании «ВИД» выпускающим режиссером программы «Час пик». Мне было 24 года — детеныш еще! А на мне — огромная пультина, операторы, свет, звук, титры… Легким движением руки выводила в колоссальный постсоветский эфир одну из самых топовых программ. У меня в первые дни такой стресс был… Но через год уже освоилась, не могла дождаться, когда же уже на работу. А потом — кризис 1998 года, а я на 8-м месяце беременности. В общем, вернулась в Минск.
— Подводя итоги, попробуйте определить, в чем отличие нынешнего ТВ от тогдашнего?
— Телевидение — это технологии. Основное отличие, конечно, в этом — в качестве съемок и монтажа, в спецэффектах. И нет уж на ТВ той богемности неторопливой, задушевности. Телевидение теперь жестко развлекает и информирует, а раньше оно было этаким вечерним другом, вежливым сказочником. И, конечно, сейчас деньги решают многое. Особенно в Москве. Там нет времени на медленные танцы. Если у программы низкий рейтинг, ее закрывают и ищут замену — и никакие дружбы не спасут. Ничего личного — только бизнес. Естественный отбор программ ведет, безусловно, к увеличению зрелищности. Но от всей этой пестроты иногда мутит. Кажется, люди уже рождаются с клиповым видением мира.
— Но стоит ли удовлетворять все желания публики? Порой они бывают низменными.
— По сути, ключевые потребности зрителя — страх, смех, слезы, секс — глубоко низменны. Вопрос в приемах, которыми темы раскрываются. Не буду зудеть, но все мы видим и примеры ужасного трэша на ТВ, и тонкие, интересные программы. Такова жизнь, значит, и телевидение таково.
— Может ли сегодня ТВ, в частности ваша программа, помочь конкретному человеку решить его вопросы?
— На каждый эфир мы приглашаем людей, которым, по крайней мере, даем возможность выговориться и получить оценку эксперта. Но мы уже сняли и планируем снимать дальше несколько программ с благотворительным содержанием, где — очень хочу в это верить — будет оказана помощь как раз совершенно конкретным людям.
— Что же «только женщина знает»?
— Каково вынашивать ребенка. Только она знает, каково, когда муж бросает тебя ради той, которая всего лишь стройнее. Что это — когда тебя бьет тот, кто должен был бы защищать. Только женщина знает, каково это — стареть, будучи женщиной. В конце концов, только женщина знает, как можно оставаться в добром настроении, если сломался ноготь.
— А если у вас ноготь ломается, что делаете?
— Вот, смотрите, — Тамара показывает обмотанный пластырем мизинец. — Печалилась, конечно. Как раз перед съемками программы сломался. И вроде бы ну такая мелочь, что просто стыдно… А на пару минут выбило из колеи. Что поделаешь — женщина я. Но прежде всего — человек, потом — мама и затем — женщина. А также телеведущая, телережиссер, сценарист, радиоведущая, прозаик. Я научилась все это со скрипом совмещать. Хотя это может закончиться шизофренией. Но такая вот у меня жизнь.
— Как достичь успеха, имея талант?
— Если это не риторический вопрос, а с прицелом, то спасибо. Но не знаю, как достигать. Я не стратег, а тактик. И мой рецепт: ни дня без строчки. Работать, работать и работать. Нашла минуту и уголочек — пишу. Я же — сама себе фабрика, ноутбук на колени и тружусь. Поэтому говорю всем начинающим: ищите, ходите, звоните, требуйте, действуйте, учитесь!
— Ваш последний роман «Тихий центр» вышел в 2007 году. С тех пор вы не издали ничего нового. Почему?
— Я сейчас все объясню. Написание романа занимает много времени, если делать это честно. А сейчас много другой работы, жизнеподдерживающей. Так что пока только облизываюсь на новые сюжеты, их уже столько! Книги — это мой «пенсионный фонд». Понимаю, что нельзя быть долго лицом ТВ. У женщины на экране, за редким исключением, есть «срок». Готова, что мне скажут в какой-то момент: «Тома, ты стара, давай, ты уже не будешь сниматься!» Но внешность, к счастью, не единственный мой ресурс. И это то немногое, что меня в этой жизни успокаивает. Уйду в «закадр». Там тоже очень интересно. В розовых мечтах рисую себе картину: домик за городом, бегают внуки, поют цикады и я — такая еще бойкая старушка — сижу за своим скоростным буком и пишу роман.
— Вы счастливы?
— Да.
— А в чем счастье?
— Просто мне очень интересно жить.
Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня