В студенческие годы эта грустная клоунада Сэмюэля Беккета меня потрясла. Своей многозначностью и некоей таинственностью, разгадать которую по молодости лет мне не было дано. Все, что писали об этом “самом влиятельном англоязычном драматическом произведении ХХ века” литературные критики, мне было неинтересно (честно говоря, всегда не могла терпеть критиков, считала их неудавшимися писателями). Зато вязнущие в зубах бесконечные разговоры героев и их пригвожденное ожидание некоего Годо притягивали необычайно. Как маленьких детей тянет заглянуть в коробку, к которой мама запретила даже прикасаться. И только по прошествии многих лет я поняла магнетизм этого абсурда и то, как легко его примерить на нашу обыденную жизнь.
Мы ведь тоже все время чего-то ждем. Окончания школы, потом, если повезет, вуза, аспирантуры. Любви, квартиры, рождения ребенка. Повышения по службе, прибавления к зарплате, оценки профессиональных усилий… И хорошо, если эта цепочка не прерывается, если мы не застываем во времени, как сэмюэлевские Владимир и Эстрагон, ожидавшие, что некто или нечто по имени Годо внесет смысл в их существование.
Знаю женщину, всю жизнь ждущую своего идеального мужчину. Ею же и придуманного. Подруги повыходили замуж, нарожали детей, уже ждут внуков. Она же ждет его, Годо, каких не бывает априори. Для него лежит на заветной полке красивое белье, ради него она научилась вести философские споры и готовить изысканные закуски. Но он не придет и не изменит ее жизнь никогда. Это она должна покинуть сцену абсурда и отправиться туда, где люди живут подробностями обычного человеческого существования. Но мы не решаемся сказать ей об этом.
Есть знакомый мужчина, всю жизнь жалующийся, что его не ценят, не повышают, мало платят. Он — почти герой “Служебного романа”, только и не пытающийся как-то действовать: сменить работу или начать дико ухаживать за начальницей…
Я не люблю упорно ждущих смерти стариков, хотя согласна с мнением, что старость людям дается для того, чтобы через болезни и страдания подготовить их к уходу. Но мне не по душе завязнувшие во времени бабушки и дедушки, для которых даже весна — не повод встряхнуться и порадоваться солнышку и птичкам, отгоняя мысли о Годо с косой.
И, кстати, о весне. Самое время закончить этот спектакль ожидания и ринуться навстречу друг другу. Чтобы не какой-то там Годо, не то царь, не то герой, вносил смысл в наше существование. А мы сами согревали бы друг друга, поддерживали и понимали. И действовали! Хотя бы скворечник соорудили. А пока пилить-строгать будем, может и мысль постучаться: как устроить, устроиться, защититься…
А что касается смысла пьесы, то, как написал один чудак на форуме: “Многие знания — многие печали. Живите счастливо!”
А вы опаздываете на дружеские встречи или свидания?