Он знает мельчайшие подробности чрезвычайных происшествий. Его атакуют журналисты, жаждущие сенсаций. Более 200 часов входящих разговоров в месяц принимает его мобильный телефон, а аккумулятор разряжается раньше, чем закончится рабочий день. И все благодаря интересу к информации, которой владеет этот человек. Спешу представить вам помощника министра по чрезвычайным ситуациям, пресс-секретаря МЧС Республики Беларусь, а также интересного и очень приятного человека – Виталия Новицкого.
В журналистику методом исключения
А начиналось все со стен родного факультета журналистики. Как ни парадоксально, но мечты поступить на журфак у Виталия Владимировича не было. В 11-м классе, когда уже следовало определяться с будущей специальностью, выпускник методом исключения вычеркивал все профессии, где пригодились бы математика, физика, химия и биология. Участь переводчика и историка также не привлекала. В итоге остались филология и журналистика. Но так как считается, что филолог – профессия по большей части женская, то выбор пал на журналиста. Сперва Виталий учился на специальности «печатные СМИ», но вскоре понял: на самом деле его привлекает аудиовизуальная журналистика. Во время учебы он сотрудничал с «ОНТ», «Белорусским радио» и многими другими СМИ. Это позволило самому решать, куда пойти после университета. Виталий Владимирович выбрал «Белорусское радио», где проработал два года. Возможно, там бы и остался, но узнал, что министру МЧС требуется пресс-секретарь.
– Нужен был специалист не из системы МЧС, а просто человек, разбирающийся в данной тематике, желательно с образованием журналиста. Вот я и решил попробовать, – рассказывает Виталий Новицкий. – С тех пор уже более пяти лет работаю на этом месте.
На ошибках – учатся!
Тем, кто считает профессию пресс-секретаря легкой, придется поменять свое мнение. Так действительно может показаться, если смотреть на вещи с завязанными светонепроницаемой тканью глазами. На самом же деле это сложная работа, требующая огромного терпения, усердия и самоотдачи.
– В мои обязанности входит взаимодействие со СМИ – как печатными, так и аудиовизуальными. Они знают, что могут получить у нас достоверную информацию о чрезвычайных происшествиях. Также я занимаюсь обновлением новостей на сайте МЧС, организую пресс-конференции, координирую работу пресс-секретарей в областях. Конечно, это далеко не полный перечень, а лишь основное, что нужно делать по уставу.
– Сложности на первом этапе работы возникали?
– Я бы даже сказал, что натыкался на сложности на протяжении шести месяцев, пока не освоил все нюансы профессии. Мне категорически не хватало знаний в этой области, хотя, помимо факультета журналистики, я закончил еще и Академию управления. Приходилось учиться на своих ошибках. Повезло и с начальником, который полностью доверял мне и терпел мои первые неудачи. Главная проблема – отсутствие опыта, который, к сожалению, приходит только с годами. Даже сейчас я не считаю, что в моей работе нет ошибок. Бывает, дашь комментарий к какому-либо происшествию, а в вечерних новостях смотришь и думаешь про себя, что здесь следовало бы добавить, а этого можно было и не говорить. Никто не совершенен.
Спокойствие, только спокойствие…
– Какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать пресс-секретарь?
– Прежде всего – уравновешенность. Журналисты порой слишком настойчивы, а иногда прибегают к недопустимым методам получения информации. Нередко задают провокационные вопросы. Ничего не поделаешь, приходится отвечать. Позже выясняется, что журналист записывал разговор без предварительной договоренности. В такие моменты главное – оставаться спокойным, уверенным в себе, не показывать, что ты, возможно, уже на грани истерики. Собеседник может заметить это и воспользоваться моментом твоей слабости. Я сам работал журналистом и отлично понимаю, что, дабы получить интересующую тебя информацию, ты пойдешь на многое. Важным нюансом в моей работе является информированность. Если ты не владеешь общим информационным полем, тебя с легкостью смогут загнать в угол. А еще честность – это главное. Обманешь раз – больше не поверят.
– Конфликты с прессой часто возникают?
– Не то чтобы часто, но возникают. Здесь срабатывает противоборство интересов. Если, например, случается пожар, то журналистов интересуют кровавые подробности о погибших и пострадавших, а моя задача – осветить то, что сделала наша служба, дабы устранить происшествие. Но, в конечном счете, мы находим компромисс.
Проводник информации
– А в чем этический фактор профессии?
– Практически каждый день приходится сталкиваться с происшествиями, в которых пострадали люди. С одной стороны, не осветить факт гибели человека – ошибка. И люди по-прежнему будут безразлично относиться к своей жизни. Мы так устроены: любое ЧП проецируем на себя, а это заставляет задуматься, стать осторожнее, предусмотрительнее. С другой стороны, погибает чей-то сын, муж, отец, а с экранов сыплются подробности события. Это причиняет двойную боль родным. Поэтому мы всегда стоим перед моральным выбором. Конечно, стараемся не называть фамилий, подробностей, но информация в любом случае просачивается за счет очевидцев.
– Каким образом добиваетесь оперативности?
– Здесь на помощь приходят свои достоверные источники. Как правило, первая информация появляется в блогах через 3 минуты после происшествия, это возбуждает интерес у читателей. Наша задача – дать полные и правдивые сведения средствам массовой информации, которые впоследствии представят их на всеобщее обсуждение.
– Факты обычно подразумевают эмоции. Как уйти от впечатлений (ведь мы говорим об информационном жанре) и в то же время сделать так, чтобы информация «цепляла»?
– Я стараюсь пропускать все материалы через себя, тогда нужные слова сами напрашиваются. Но так как мы работаем со СМИ, которым важен именно факт, а не его обработка, то профессия обязывает писать понятным, лаконичным языком, раскладывать информацию, как паззл, по своим местам.
Без эмоций!
– Что насчет пресс-релизов? Любите их писать?
– По правде сказать, я их редко пишу, так как считаю, что непосредственное общение журналистов со мной даст более точную информацию, вызовет определенные эмоции, сделает материал отличным от остальных. Конечно, пресс-релизы упрощают журналистам работу: прочитал, изменил порядок слов, вычеркнул лишнее, придумал заголовок – и можно отдавать в печать. Даже на место происшествия необязательно ехать, ведь фото тоже найдутся у нас. Но тогда материалы во всех газетах получаются клонированными и неинтересными.
– Виталий Владимирович, вы много лет уже работаете в должности пресс-секретаря, расскажите о негативной стороне профессии.
– Сложность ее в том, что каждое происшествие оставляет на тебе отпечаток. У кого-то сгорел дом, и детишки остались без крыши над головой, у кого-то близкий человек погиб, пытаясь спасти коллегу. И так через день. Нелегко выключать эмоции и объективно смотреть на происходящее. Ненормированный рабочий день тоже можно отнести к минусам профессии. Просыпаясь утром, ты не знаешь, что тебя сегодня ожидает. И только в пятницу, когда газеты сверстаны и выпуски на телевидении уже готовы, я, чтобы чем-то себя занять, спокойно разбираю горы бумаг. Думаю, каждый смог бы справиться с моей пятничной работой. В остальные дни расслабляться не приходится. Особенно не люблю я понедельники. Всем срочно нужны сенсации, телефон не умолкает даже на 5 минут.
От «за» к «против»
– А плюсы какие?
– Очень приятно быть достоверным источником информации, узнавать мельчайшие подробности практически первым. У меня нет оснований обманывать, и это радует. Честно говоря, никогда еще не врал журналистам. Просто можно не говорить о том, о чем тебя не спросили. К тому же, моя профессия подразумевает постоянный контакт с интересными людьми.
– Ваш личный секрет общения?
– Нужно уметь манипулировать, наталкивать человека на то, что именно тебя интересует. Правда, с этим качеством следует быть аккуратным, а то вы сами можете попасть под атаку манипулятора.
Дарья ПОДОЛИНСКАЯ, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»
Фото: www.ipr.by