«Праздник», который всегда с ними

Блоги

Драматичные события последнего времени, особенно землетрясение в Японии и война в Ливии, лихорадка на валютном рынке как-то притупили интерес к символическим датам, имеющим прямое отношение к нашей истории, а, значит, и к будущему. Практически незамеченной прошла 90-я годовщина Рижского мира – события, во многом определившего судьбу Беларуси в ХХ веке. И, наконец, мы добрели до очередного 25 марта.

Никого, естественно, не поздравляю, поскольку праздником этот день, также естественно, не считаю. На тему БНР и всего, что с ней связано, написано и наговорено – вагон и маленькая тележка. Повторяться не стоит. Мое внимание к этой дате привлекли недавние заявления одной милой с виду старушенции, проживающей в Канаде. Зовут ее Ивонка Сурвилла, и по какому-то странному наитию она считает себя главой белорусского государства, правда (нужно отдать должное ее скромности), в эмиграции. Еще раз подчеркну, что эта дама только на первый взгляд божий одуванчик. Судя по риторике, ее можно принять за фельдфебеля в юбке. В очередном своем послании она потребовала жестких санкций против Беларуси, в том числе, к родственникам тех людей, кто включен в «черные списки Евросоюза». Высказывания вполне достойные человека, получившего свои полномочия из рук полицая и эсэсовца Язепа Сажича. Впрочем, полномочия мифические, что я и постараюсь доказать. И обещаю – только предельная точность и минимум эмоций.

Что же такое «Рада БНР» и на основании чего она считает себя «правительством в изгнании»? Какие правовые основания для подобных утверждений? И есть ли хотя бы толика легитимности, не говоря уже о законности, у подобных претензий?

В поисках ответов на эти ключевые вопросы обычно ссылаются на решения Всебелорусского съезда декабря 1917 г. И попадают, как говорится, пальцем в небо. Конечно, съезд проходил бурно, на нем было много дискуссий и споров. Но итоговая резолюция не оставляет камня на камне от любого правового фундамента под БНР. Цитирую: «1-й Всебелорусский съезд постановляет: немедленно образовать из своего состава власть в лице Всебелорусского Совета Крестьянских, Солдатских и Рабочих Депутатов, который временно становится во главе управления краем, вступая в деловые отношения с центральной властью, ответственной перед Советом Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов». При этом делегаты были озабочены спасением родного края и ограждением его «от раздела и отторжения от Российской демократической Республики».

Как видим самое представительное собрание Беларуси революционной поры заложило основу скорее для создания БССР, чем БНР. Другого и ожидать не приходилось, поскольку съезд был созван по благословению Ленина и Сталина. А Иосиф Виссарионович, подвизавшийся тогда в должности народного комиссара по делам национальностей, даже выделил деньги для финансирования работы съезда. Разгон съезда стал личной инициативой группы Мясникова-Кнорина, испугавшихся, что придется делиться властью с белорусскими большевиками. Впрочем, за это они получили порядочную взбучку от того же Сталина и прямое указание собрать новый съезд, который непременно состоялся бы, не случись немецкое наступление.

После прихода немцев небольшая группа бывших делегатов на время сумела сплотить вокруг себя широкие слои местной общественности. Так возникли и сама БНР, и ее Рада. Но доверие к последней сохранялось ровно до тех пор, пока ее лидеры не заговорили о «независимости» в условиях иностранной оккупации. Тогда из состава Рады вышли представители земства, то есть люди, напрямую избранные населением. А это лишило Раду БНР даже минимальной легитимности. Как, кстати, и денег – земцы и Минская городская дума фактически содержали БНР-овцев весь период до 25 марта 1918 г.

На этом, по большому счету, проект под названием «Белорусская Народная Республика» можно было считать закрытым, поскольку все дальнейшие «успехи» носили скорее гипотетический, чем реальный характер. Сейчас, в свете новых исследований, открывшихся фактов, можно с уверенностью говорить, что БНР ни де-юре, ни де-факто не была признана ни одним государством в мире. Например, в Праге Рада БНР действовала на правах общественной организации.

Вы скажете, а как же марки, паспорта? Знаете, есть такое «государство» в Северном море, называется Силенд. Не слышали? Его создал один отставной британский военный на заброшенной нефтяной платформе. Там тоже имеются и марки, и паспорта. Майор Рой Бейтс («правитель» Силенда) продвинулся даже дальше, чем БНР – он выпустил собственные деньги, а члены Рады до такого прогресса так и не дозрели.

О том, что представляли собой «государственные органы» БНР в изгнании и уровне их влияния на внутреннюю ситуацию в Беларуси, свидетельствуют доклады К.Дуж-Душевского, направ­ленные «Раде Министров Республики» на рубеже 1921 и 1922 годов. Автор был не только го­сударственным секретарем БНР, но и изобретателем бело-красно-белого флага. Так вот, в одном из своих докладов он пишет: «Нужно признаться, что в то время, как максимум нашей энергии и денег мы просаживаем на работу за кордоном, край наш был фактически предоставлен сам себе», далее он признается: «Все вести, которые до нас доходят, говорят нам, что как национальное движение, так и государственное сознание растет, ширится и укрепляется. Это все ширится самостоятельно, без нашего, горько признаться, фактического участия».

Наконец, мы можем точно определить, когда прекратила свое существование БНР. 12 октября 1925 г. в Берлине открылась Вторая белорусская национально-политическая конференция. На ней присутствовали: от «правительства» БНР А.Цвикевич, Л.Заяц, В.Захарко, И.Прокулевич, от Западной Беларуси А.Головин­ский, от белорусской колонии в Латвии К.Езовитов, прибыли и некоторые другие делегаты. Советскую Беларусь представ­ляли А.Ульянов, заместитель полпреда СССР в Варшаве, и Д.Жилунович. Как видим, люди сплошь уважаемые и известные. Делегаты признали, «что чрезвычайную важ­ность имеет стремление Советской Беларуси к осуществле­нию национально-государственного идеала белорусского народа», а потому следует считать «всякие попытки активной борь­бы против нее изменой делу освободительного движения». Участники конференции вынесли ряд резолюций, но наибольший интерес представляют два постановления «Рады На­родных Министров» БНР. Первое из них провозглашало ликвидацию «правительства» БНР, второе же объявляло Минск «единым центром национально-государ­ственного возрождения Беларуси».

Правда, «председатель Рады БНР» П.Кречевский попытался оспорить это решение. Но подготовленные им объяснения были путанными и невнятными. Председатель, очевидно, и сам прекрасно понимал слабость своей правовой позиции, потому прибег к абсолютно метафизическому, даже эзотерическому объяснению произошедшего. В специально выпущенном «Бюллетене» он заявил, что делегаты находились под гипнозом А.Цвикевича.

Так что, уже 86-й год, как даже юридически ни БНР, ни ее Рада попросту не существуют.

С чем же мы имеем дело сейчас? Кто такая Ивонка Сурвилла? Что отмечается 25 марта? На самом деле, это просто фэнтэзи, не более, чем проявление очень популярных в наши дни ролевых игр для детей изрядного возраста.

Но, кроме того, 25 марта стало настоящим профессиональным праздником для деятелей белорусской оппозиции. И для этого у них есть все основания – вновь обратимся к истории.

Партийные организации белорусских эмигрантов не могли найти точек соприкосновения и находились в постоянной борьбе. Например, вот что говорилось в письме Рады БНР (март 1923 г.) о лидерах белорусских эсеров (БПСР) Ф.Грибе и И.Мамонько: «Пражская община должна была бы вышвырнуть из своих рядов этих персон за их битые физиономии». В ответ заграничная группа белорусских эсеров (Гриб — Мамонько — Бодунова) распространила так называемое «Извещение Бюро БПСР», которое разъясняло некоторые назревшие разногласия. В нем лидеры эсеров обвиняли своих коллег из Ковно в «воронковщине» (по фамилии И.Воронко), которая, по их мнению, «заключалась в отрыве от истоков и идей эсеровского движения и заслуживала исключения из партии». В свою очередь, Ковенская группа БПСР разразилась гневной филиппикой, в которой представители литовского центра белорусских эсеров назвали Ф.Гриба «политически нечистым человеком», «злобствующим политиканом, к сожалению, убогим и еще сидящим за школьной партой», «посмеялись» над своим исключением из партии и сами исключили Ф.Гриба, поставив под сомнение участие в составлении «извещения» И.Мамонько и П.Бодуновой.

Вам это, ничего не напоминает? Действительно, преемственность на лицо! Можно только менять фамилии, а риторика, накал страстей да и суть происходящего в рядах под бело-красно-белым флагом остаются неизменными уже не одно десятилетие.

Так что, откажусь от своего первоначального намерения и все же поздравлю представителей белорусской оппозиции с праздником – с Днем лузера вас, господа!



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *