Где и как в нашей стране можно стать журналистом

То, что кроме Института журналистики БГУ журналистские дипломы выдает еще несколько вузов, – вовсе не государственная тайна.
В том же Минске, например, есть Институт парламентаризма и предпринимательства. На его социально-экономическом факультете с 2003 года работает кафедра журналистики. В ИПП нет такого разделения по специальностям, как на журфаке, но предметы те же.
– Наша учебная программа – это усовершенствованная программа Института журналистики плюс европейские наработки, – рассказывает Татьяна Мартыненкова, студентка 4 курса ИПП. – Среди предметов упор делается на фотожурналистику и филологию. Основами энергосбережения и высшей математикой на первом курсе мы «не страдаем», зато усиленно изучаем все, что связано с редакторской работой. Занятия проходят так же, как у всех: творческие задания, доклады… И стенгазеты печатаем, и даже радио где-то когда-то было. О практике со СМИ обычно договариваемся сами, но, если нужно, Институт тоже помогает. Газеты, ТV-каналы выбираем те же, что и студенты БГУ.
В Гродненском государственном университете им. Я. Купалы на филологическом факультете есть кафедра журналистики. Работает она только с 2005 года, поэтому первый выпуск журналистов там состоялся лишь в этом году. Студенты изучают и филологические, и журналистские дисциплины. Но акцент делается в сторону последних. Среди них есть хорошо известные журфаковцам БГУ основы и история журналистики, выпуск учебной газеты, основы творческой деятельности журналиста, фотожурналистика. А есть и свои, особенные. Например, информационные и аналитические жанры в СМИ, язык СМИ на современном этапе, литературное творчество, профессиональное общение журналиста. Обучение ведется по двум направлениям – печатные и аудиовизуальные СМИ.
– Живем, как говорится, от сессии до сессии, – делится своими осенними впечатлениями Юлия Кумко, первокурсница ГрГУ им. Я. Купалы, – хотя, к сожалению, для таких лентяев, как я, у нас действует рейтинговая система.
– Журналистская практика для нас проводится и в гродненских газетах – «Гродненская правда», «Вечерний Гродно», «Перспектива», – и в газетах Ошмянского, Волковысского, Щучинского и других районов, – рассказывает Екатерина Кильковская, студентка 5 курса ГрГУ им. Я. Купалы.
Могилевский государственный университет им. А. Кулешова готовит журналистов с 2002 года, хотя отдельная кафедра журналистики на филологическом факультете появилась только в 2007. Помимо таких дисциплин, как дизайн газеты, основы полиграфии, литературоведческий анализ текста, введение в журналистику и даже основы экологии и энергосбережения, могилевские студенты изучают белорусский фольклор и имиджеологию, региональные СМИ, публицистическое мастерство, технику и технологию СМИ и многое другое. Отдельным предметом изучается работа репортера службы новостей.
В МГУ им. А. Кулешова обучают журналистов только для печатных изданий. На каждом курсе учится по 20 человек.
– Рейтинговой системы в нашем университете нет, – говорит Андрей Ильеня, второкурсник МГУ им. А. Кулешова. – Практику мы, как и вы, проходим в сентябре. В основном в изданиях Могилева и области. Нашу кафедру, конечно, не сравнить с вашим факультетом, у нас нет таких наработок, ресурсов и возможностей. Да и преподавателей по журналистике всего четыре. Я считаю, что журналист должен быть начитанным и грамотным, а этому я могу научиться и здесь. Хотя многие мои знакомые жалуются на количество «лишних» предметов, сжатость программы. В эту зимнюю сессию, например, мы уже сдаем весь курс зарубежной и русской литературы.
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка проводит набор на специальность «Беларуская мова і літаратура. Журналістыка», и в основном там преподают филологические дисциплины.
– Нам также читают основы журналистики, теорию и практику журналистского творчества, литературное редактирование и еще много других дисциплин, – говорит Анастасия Барбосова, выпускница БГПУ им. М. Танка
2010 года. – Жаль, существенно содержание этих предметов не меняется – что рассказывали на первом курсе, то и на пятом. Практикуемся чаще всего в многотиражках различных заводов или в университетской газете. Те же, кто хочет большего, стараются сами что-то подыскать. Кстати, практика у нас не каждый год. Так, за пять лет я лишь два раза «работала» в газете.
Для сравнения
В этом году в Институт журналистики на специальность «Журналистика (печатные СМИ)» бюджетной формы обучения конкурс был 2,3 человека на место, а проходной балл – 36. На специальность «Журналистика (аудиовизуальные СМИ)» в конкурсе участвовало 3,8 человека, проходной балл составил 36,1. В ГрГУ им. Я. Купалы стремилось попасть 2,6 человека на место при проходном балле 27,9. В МГУ им. А. Кулешова проходной балл был 28,11. На аудиторный стул претендовали 4,7 человек. Чтобы поступить в БГПУ им. М. Танка, необходимо было набрать минимум 29,8 баллов при конкурсе 3,8 человека. Ну а ИПП, как известно, частный институт, так что туда берут всех желающих и без всяких конкурсов. К слову, из Института журналистики можно переводиться в любой из вышеперечисленных вузов. Главное условие – сдать академическую разницу. Да и к нам на факультет иногда переводятся студенты из ГрГу им. Я. Купалы. И учиться везде нужно 5 лет, и специальность у всех одна и та же..
Вероника МОЛОКОВА, студенческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”

Популярность: 3% [?]

21 комментариев(я)

  1. Гоша
    #1

    Причем журналистом по-настоящему не учат стать ни в одном из них. Это можно сделать только постоянной практикой в СМИ, и чем раньше ты начинаешь делать это, тем лучше

  2. Катерина
    #2

    я на журфаке учусь и могу сказать точно, писать там не научат. Для меня журфак хорош литературами и некоторыми специальными предметами.

  3. admin
    #3

    Вспоминаю свое время: очень много напрягали с ненужными вещами. Например, мне до сих пор непонятно, как может повлиять на отметку знание того, как правильно пишется официальное название банка – “Беларусьбанк” или “Беларусбанк”. Как будто бы в этом высший смысл бытия состредоточен. Зарегистрировали бы под названием “Беларусьбанк” – был бы “Беларусьбанк”, и только.

  4. Сергей
    #4

    “Стать настоящим журналистом не научат”, “Писать не научат”… – да, не научат, но не потому, что ВУЗы плохие, а потому, что кому дано, того и учить не надо, а кому не дано, тому, увы, не дано: как ни тужься, ничего хорошего из себя не выдавишь. И настоящих журналистов по призванию мало, поэтому неинтересно читать большинство газет, слушать радиостанции и смотреть телеканалы.

  5. admin
    #5

    Сергей, согласен с этим. Но ведь важно еще вовремя направить человека, даже если у него есть призвание. Особенно в молодом возрасте, когда есть силы для развития. Потому что талант довольно легко зарыть в землю. А можно, наоборот, ускорить его расцвет, сделать мощнее. Кроме того, журфак предназначен не только для того, чтобы “научить писать”. Журфак – это обычное учебное заведение, где должны давать образование по всем направлениям. Делать из человека настоящего гуманитария, если можно так сказать. Давать знания языков, литературы, искусства… К сожалению, в мое время этого в нормальном виде не было.

  6. Сергей. Сын отца, Белоруса, ведущий партнер Corporate Headquarters, USA.
    #6

    Полностью, разделяю мнение Сергея. Таланту учиться не возможно, с талантом рождаются. Народная мудрость на эту тему говорит “Рожденный ползать, летать не может”.

  7. Сергей. Сын отца, Белоруса, ведущий партнер Corporate Headquarters, USA.
    #7

    Позволю, себе вспомнить юность Мастера спорта СССР, достаточно перспективного в годы СССР фехтовальщика и привести слова, отражающие суть дискуссии.
    “Пусть тренируется тот, кто не умеет”.

  8. Сергей. Сын отца, Белоруса, ведущий партнер Corporate Headquarters, USA.
    #8

    Прежде всего шокирует само построение фразы “Где и как в нашей стране можно стать журналистом”. Повторюсь. Есть специалисты любой профессии. А есть ремесленники любой профессии. Так вот – учатся ремеслу и для этого есть ремесленные училища. Специалист от рождения, должен и может получать образование по своей специальности, а не учиться ремеслу. Поймите наконец. Ремесло и Специальность такие же разные слова и понятия как общественное место и публичное место, по словарю В.Даля. Нашу жизнь заполонили ремесленики от литературы. Вот и стали исполкомы власти общественными местами, что В.Даль четко переводит – ТУАЛЕТ. Дальше думайте сами. Думаю модератор меня поймет и сам с ужасом обратится к словарю Даля. А пока нам запрещают пить пиво в туалете. Ха Ха Ха Какой же здравый человек, это будет делать?

  9. Татьяна
    #9

    Итак… Как источник информации, пребываю в непонятках: 1) за что наш негосударственный институт, в котором конкурс есть и всегда был, так опустили и 2) к чему там Ивченков, который в ИПП даже не собирается? Вопрос этики с автором или авторами статьи обсуждать можно лично, но, боюсь, не поймут. Хотя к четвертому курсу пора бы приучиться информацию уточнять и согласовывать с источником, а не высасывать из пальца в беседе с настольной лампой. Неточностей много. Да еще и статья пошла не в учебную газету, как было задумано, а здесь висит. И автор другой – на двоих, что ль, писали? Или на троих?..
    К авторам статьи: народ, какой способ казни выбираете? Общественным мнением или извиняться будем?

  10. admin
    #10

    Уважаемая Татьяна, на один из поставленных Вами вопросов могу ответить я. Статья эта действительно была опубликована в учебной газете Института журналистики. Но поскольку сайт БСЖ, кроме эксклюзивных материалов, перепечатывает также и статьи из других СМИ, то вот таким образом она здесь и появилась :) Кстати, ссылка на то, что это перепечатка из студгазеты, внизу есть

  11. Сергей
    #11

    Карина, думаю, ваше разочарование – временное явление, вы просто растерялись и, наверное, ещё не совсем ясно представляете себе специфику работы журналиста после окончания учебного заведения (скорее всего, вы коренная горожанка, так мне кажется). Написать хорошую статью невозможно без глубоких знаний вопросов энергосбережения, экологии, стимулирования предпринимательской активности и т.д. Если просто нафантазировать, с потолка что-то взять, то такой материал в печать не поставят, потому что в нём смысла не будет. Чтобы писать о жизни, нужно жизнь знать, со всех сторон: и документацию, законодательство изучать, и на практике – на заводах, фермах, лесопилках и т.д. постоянно бывать – тогда вы будете журналистом. Можно, конечно, ещё где-нибудь в офисе засесть, домен зарегистрировать, “Вордпресс” установить и сказать: “Я – веб-журналист и админ сайта, за мной будущее!” Но для этого журфак не обязателен, сегодня сайты делать и подростки-школьники умеют, этим уже никого не удивишь (а вот с наполнением проблемы: чем больше сайтов появляется, тем меньше среди них содержательных и интересных, это как болезнь, как какой-то психоз современного общества – наплыв бездарных сайто- и блогосоздателей). Можно ещё сказать: “Я специализируюсь на вопросах культуры”, но тогда трудно будет найти себе работу, потому что “культурники” в журналистике мало где нужны, а где нужны, там вакансии заняты авторитетными писателями, музыкантами и т.д. (и, заметьте, не все из них выпускники журфака). Вопрос же литературного мастерства для профессионала не стоит: пишется всё само собой легко и быстро, когда есть о чём писать и автор всё понимает. Так что учите всё это “ненужное” – в будущем вспомните с благодарностью (если, конечно, по-настоящему в настоящей журналистике работать собираетесь). Успехов!

  12. Сергей
    #12

    Преподавание, конечно, бывает разное. Но если преподаватель абы-какой и к студентам относится безответственно, то не надо на него надеяться, – пускай лекции и занятия станут просто стимулом для того, чтобы самостоятельно читать литературу (ведь хоть список литературы, надеюсь, дают?). Учиться нужно самому, учёба, учение – это процесс, когда сам учащийся хочет, грубо говоря, наполнить свою голову знаниями и делает это. А преподаватель, каким бы гениальным он ни был, не вложит знания в голову тому, кто этого не хочет. Нужно побольше активности и самостоятельности, нужно осознавать, что в первую очередь ты учишься, а не тебя учат. Просто у многих студентов ещё какие-то пережитки детского мировосприятия остаются в характере, они воспринимают себя в учебном процессе как пассивные объекты, в то время как должны быть активными субъектами.

  13. Карина
    #13

    Спасибо вам, Сергей, за пожелание творческих успехов! Согласна и с тем, что действительно следует знать жизнь и огромную кучу “ненужного” для того, чтобы создать поистине хороший материал. Но всё же… К примеру, сегодня было две пары естествознания. Быть может, я глупа, однако совершенно не понимаю, для чего мне знания о материях, микро-и макродуализме. Между тем, на лицах моих сокурсников также можно наблюдать, мягко скажем, недоумение. А преподаватель только пожимает плечами( мол, поколение такое, молодёжь тупеет; книги никто не читает, только умеют, что жить в Интернете). Вот так… Только на паре естествознания у большинства в руках книги по литературе, искусству, основам журналистики (заметьте, не “Космополитан” какой-нибудь). Ну, а когда кто-то задаёт вопрос преподавателю, тот в ответ:”Эта же элементарная математика, всё абсолютно очевидно”. Ничего, справимся. Главное, чтобы костюмчик сидел!)))

  14. Сергей
    #14

    Да, дебри – это, конечно, лишнее. Помню, в наши студенческие годы нам на экономике преподаватель попытался какие-то формулы с какими-то пропорциями втирать. Мы на него посмотрели, как на сумасшедшего, он всё понял, но марку решил держать высоко и довёл таки дело до конца – все формулы на доску записал и всю свою абракадабру математическую озвучил, делая вид, что уверен в нашем понимании. А мы сделали вид, что всё понимаем. Зато зачёт был что надо: “Вы по какому учебнику готовились?” – “По такому-то, такого-то автора”. – “О, хороший учебник, знаю его. И как вам, понравилось изложение материала?” – “Да, всё интересно и доступно”. – “Ну, вот видите, экономика – интереснейшая наука. Зачёт. Следующий, пожалуйста.”

  15. Карина
    #15

    Да, я тоже примерно на такую сдачу зачёта и рассчитываю. Действительно, есть дисциплины, которые вовсе невозможно понять… Кому-то дано, кому-то нет. Но я не унываю: если не дано понять диссипативные системы, значит дано понять что-то другое!

  16. Курицын-не- Соколовский
    #16

    Прочёл, и прослезилси… Те, которые не довольны! Так чего ж напрягали пап-мам, чтоб те пристоили на зюр-дюр- и дурфаки!??? Те, которые уже попробовали лизнуть профессию! А чего вы хотели? Агроновскими по блату не становятся!!! Надо офффффигенннные знания, знания и знания, и опыт, сын ошибок тяжких, трудных – всяких; в том числе опыт чисто житейский. В армии хоть кто служил?! Корову от вола отличит? Впрочем,вам бы боргес от шпоны не перепутать! ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ на это поколенье. Уверен, что следующее будет и сего хуже. В журналистике – уж точно.

  17. Бибин
    #17

    “В армии хоть кто служил?! Корову от вола отличит?”

    Нет. Вы, Курицын-не- Соколовский, лучше печально на поколение не глядите, а дайте практический совет. В чем лучше работать: КваркЭкспрессе, ИнДизайне, и чем лучше верстать макет DIVами или таблицами? Вы DIVы от таблиц отличите?

  18. Карина
    #18

    Полностью согласна с вами, Бибин. А вы, товарищ Курицын-не- Соколовский просто хам. Интересно, вы вообще имеете образование? Да, сочувствую… Ведь каждый говорит сам за себя, а значит (если вы, конечно, учились) повествуете нам свою жизнь. Не понятно? Сожалею… Значит именно вас, товарищ, пристроили в университет исключительно ваши папа и мама. В отличии от других, кто сам добился успеха своими же мозгами. И, скажу честно, не самый лучший представитель своего поколения. Да, недовольство жизнью, “абыякавасць да жыцця”… Все признаки весенней депрессии. Сходите к врачу.

  19. admin
    #19

    Уважаемые друзья! давайте-таки не ссориться и не переходить на личности, пожалуйста :)

  20. admin
    #20

    Татьяна, как Вы и написали, ни В.И. Ивченков, ни П.П. Жолнерович не являются преподавателями ИПП. Это уточнение появилось в февральском номере “ЖурФАКТОВ”. Внесли изменения и в нашу перепечатку.

  21. Евгений Пониматченко
    #21

    А я вообще живу от обратного. Не имея журналистского образования руковожу молодёжными ТВ СМИ, разрабатываю сайты и просто..снимаю начиная от репортажей и видеофильмов..и заканчивая художественными. Вообще очень больно осозновать то что с этим пытаешься связать свою жищнь не имея диплома..а желание его иметь очень даже есть, но сдать цт для поступления не выходит((

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.