Две трети работающих в кадре тележурналистов оставляют устойчивое впечатление инкубатора. Иногда думаешь: не папа ли Карло долотом и рубанком сработал их конвейерным методом? Пытаясь разгадать этот феномен, допускаю, что, может быть, это следствие массового осложнения какой–то тайной пандемии безвкусицы? Может, им кажется, что это очень кинематографично: делать большие глаза, возбужденно тараторить на бегу и по–кукольному вверх–вниз махать обеими руками?
И вот все бегут, все машут, все тараторят и все в итоге на одно лицо, точнее, вообще без лица.
Возможно, когда первопроходцы этого судорожного стиля первый раз появились в кадре, то махание руками и нырки под камеру выглядели эффектно.
Но, как говорится, всякая хохма хороша один раз.
Грустно и немного смешно смотреть на клонированных мальчиков и девочек, блистающих ухватками танцоров танго и африканской жестикуляцией. Причем все едино — что в веселом репортаже из роддома, что в грустном комментарии на погребальную тему.
Информационный повод здесь глубоко вторичен.
В нежной заботе о телепотребителе к убогой пластике прилагается еще более убогий звуковой ряд. Редко когда промелькнет комментарий, в котором не прозвучат абракадабры вроде «правоохранителей», «ледовых» либо «футбольных дружин» и еще назидательной фразы, произносимой голосом домового из печной вьюшки: «сейчас ему(ей) грозит срок до 6 лет».
Представляю, как мучаются, глядя и слушая такие пошлые сентенции, учителя словесности и другие люди, еще не потерявшие вкус к живому литературному слову и уставшие от тупых базарных штампов.
Особым поклонением у электропублицистов новой волны пользуется расхожее словечко «рамки». У них все в рамках: «рамки мероприятия», «в рамках выставки», «в рамках месячника безопасности движения». Случается услышать даже особо высокохудожественное типа «в рамках медового месяца». Неудобно ссылаться на хрестоматийную Эллочку–людоедку, но рядом с некоторыми теле– и радиожурналистами она выглядела бы красноречивым оратором и вообще интересным собеседником. Только без обид, друзья, потому что не особо далеко от своих электронных коллег ушли и многочисленные труженики пера — те же штампы, только в письменном виде. Унылые заголовки и степная тональность акына Джамбула Джабаева.
Но хватит о грустном.
Меня приятно удивил ОНТ, давший премьеру программы «Кухня». Не буду говорить о формате и прочих профессиональных тонкостях. Проект интересен, во–первых, дерзостью, во–вторых, попыткой отойти от привычной для т.н. «общественно–политических программ» железобетонности, в–третьих, умением весело говорить о серьезных вещах. Есть еще четвертые, пятые и шестые достоинства, но поскольку речь идет о премьере, то для более серьезных выводов подожду следующей передачи. Тем более что она состоится завтра. Но тут вот какая штука. Даже на гигантском медиапространстве России можно по пальцам одной руки пересчитать остроумных телелюдей (Мартиросян, Светлаков, Цекало, Ургант, Ленечка Якубович, Галкин — можете кого–то добавить сами), то понятно, с каким дефицитом веселых и находчивых столкнулось ОНТ. Кто у нас в состоянии внятно шутить перед камерой? О нынешних кавээнщиках не говорю, чувство юмора у большинства было ампутировано еще в розовом детстве. Загадочных и важных «резидентов» «Комеди клаб» в большинстве своем нельзя подпускать к студии на километр — их «юмор» годится разве что для ШИЗО колонии общего режима. Кто остается? Женя Булка, Жора Колдун, мэтр театра «Христофор» Евг. Крыжановский (других можете дописать сами). Неудивительно, что эта тройка под руководством Николая Камка и предстала в первой «Кухне». Вообще говоря, смеясь расставаться с прошлым — задача чертовски трудная, хорошо это знаю со времен руководства «Пятницей» в легендарной «Знамени юности» 80–х годов. Парадоксально, но шутить на политические темы с тех пор стало отнюдь не комфортнее. Несмотря на смену эпох, людей с бдительными глазами, готовых в случае чего немедленно стучать во все «инстанции», меньше не становится, и шутники предпочитают не высовываться. Остается сплошной Петросян, да еще Задорнов, который острит в основном о злобных происках США… Но вот ОНТ попробовало пошутить на актуальную избирательную тему — и неплохо получилось. Посмотрим, что будет дальше.
Хорошая идея, по–моему, реализуется и на СТВ. Идея именуется несколько лапидарно «5 минут с…». Вместо этих трех точек предлагаются монологи на вольную тему Людмилы Ковалевой, Ольги Сахаровой, Павла Кореневского и других звезд СТВ первой величины. Во всяком случае, свежо, а главное, появляется робкая надежда, что не все у нас способны лишь махать руками и бойко тараторить на бегу…
Павел ЯКУБОВИЧ, СБ — Беларусь Сегодня