Понятия «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационное пространство» настолько тесно переплелись в нашем сознании, что не остается сомнений – мы живем в информационном обществе. О том, какие возможности открывает для нас информационный век, как развивается национальное информационное пространство, каковы перспективы использования информационных технологий, рассказал на страницах «ВС» заместитель министра информации Александр Иванович СЛОБОДЧУК.
– Основанное на знаниях общество характеризуется интенсивным использованием информационнокоммуникационных технологий. Насколько Беларусь идет в ногу со временем в вопросах внедрения высоких технологий и развития национального информационного пространства?
– В эпоху глобализации информационнокоммуникационные технологии являются одним из основных инструментов в развитии общества. Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали своего рода локомотивом социальноэкономического развития многих стран, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации – одной из важнейших задач государства. Развитие информационного общества позволяет расширить права граждан к доступу разнообразной информации. Президентом Республики Беларусь 1 февраля текущего года подписан Указ №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет». Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление Интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети интернет. Указ содержит ряд положений, призванных защитить авторские права от «пиратства» в сети. Так, размещение в виртуальном пространстве литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, должно осуществляться при условии соблюдения требований законодательства об авторском праве и смежных правах, в том числе с согласия их правообладателей. Информационные сообщения, а также любые иные материалы СМИ, распространяемые через сеть интернет, должны будут иметь гиперссылку на первоисточник информации или на средство массовой информации, ранее разместившее эти информационные сообщения либо иные материалы. С увеличением количества Интернет-услуг (например, продажа товаров или выполнение работ) все более актуальной становится проблема защиты прав потребителей. Поскольку этот бизнес долгое время оставался вне юридического поля, не было инструментов для защиты тех, кто пострадал от ненадлежащего осуществления такого вида коммерческой деятельности. Указанный документ направлен на дальнейшее развитие национального сегмента сети интернет. Во всем мире информационнокоммуникационные технологии стали необходимым инструментом социальноэкономического прогресса, одним из ключевых факторов инновационного развития экономики.
– Как Вы считаете, проводимый в рамках международного форума TIBO конкурс на лучший Интернет-ресурс способствует качественному росту национального сегмента интернета?
– Основная цель Интернет-премии TIBO – содействие развитию белорусского сегмента интернета, внедрению новых информационных технологий, а также демонстрация достижений байнета. Интернетпремия TIBO учреждена оргкомитетом Международной специализированной выставки и конгресса по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям. Она ежегодно присуждается сайтам, созданным в белорусском секторе интернета, за значимые художественные, технологические и социальнокультурные достижения в области информации, культуры, искусства, образования и др. С 2003 г. в конкурсе приняли участие 4300 белорусских интернет-ресурсов. В состав жюри традиционно входят специалисты в области информационных технологий, представители творческих союзов, академической науки, средств массовой информации, органов государственного управления, предприятий и организаций Республики Беларусь.
В 2010 г. конкурс проводился по 11 номинациям, для участия было подано 369 заявок. При оценке сайтов главное внимание обращалось на содержание, структуру и навигационные функции, визуальное оформление, функциональность, интерактивность и др. Во время рассмотрения работ конкурсантов жюри руководствовалось Положением о конкурсе, Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» и действующим законодательством. За время проведения конкурса увеличилось количество поданных заявок, улучшилось качество Интернет-ресусов номинантов. Например, в этом году первое место среди сайтов органов государственного управления занял официальный сайт Бобруйского горисполкома. Сейчас он является образцом по использованию Интернет-ресурсов гор и райисполкомами. Специалисты отмечают, что конкурс становится все более популярным. Интернетпремия TIBO играет существенную роль в развитии белорусского сегмента сети интернет, дает возможность определить для создателей Интернет-проектов основные направления и критерии работы на перспективу, а также установить качественно новые ориентиры.
– Неотъемлемой частью жизни медиасообщества стала выставка «СМИ в Беларуси». Какова ее роль в расширении информационного пространства Республики Беларусь, интеграции во всемирное информационное пространство?
– Ежегодное проведение столь крупного и значимого не только для нашей республики международного форума служит убедительным примером того, как белорусская сторона демонстрирует свое стремление к дальнейшему сотрудничеству по расширению информационного пространства. Сегодня с уверенностью можно сказать, что в нашей стране создан и успешно развивается рынок масс-медиа. Информационное пространство Беларуси открыто для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Мы открыты для зарубежных средств массовой информации (в нашей стране распространяется более шести тысяч иностранных периодических изданий). Республика Беларусь располагает высокопрофессиональными журналистскими кадрами. Благодаря государственной поддержке совершенствуются материальнотехнические возможности СМИ. Год от года расширяется круг участников выставки. Ее международный статус, традиционное присутствие многих иностранных масс?медиа свидетельствуют о заинтересованности наших коллег из других стран во взаимовыгодном сотрудничестве. В 2010 г. на выставке были представлены более 70 экспонентов, в том числе средства массовой информации России, Украины, Китая, Индии, Кубы, Ирана, Союзного государства, а также СМИ белорусской диаспоры и объединений национальных меньшинств в Беларуси. Сегодня в сфере распространения информации особую актуальность приобретают возможности использования новейших коммуникационных технологий. Поэтому в рамках выставки впервые был проведен международный специализированный салон «Контент и телекоммуникации».
– Белорусские СМИ все активнее заявляют о себе в интернете. Как в последнее время складывается ситуация на рынке электронных средств массовой информации?
– Практически все белорусские издания имеют свои сайты в интернете. Сегодня важно не только регулярно наполнять их актуальной информацией, но и своевременно внедрять дополнительные сервисы, налаживать эффективную обратную связь с читателями и т. д. В Министерстве информации Республики Беларусь рассматривается вопрос о создании единого портала государственных белорусских СМИ, который будет взаимодействовать как с республиканскими, так и с региональными средствами массовой информации. Создание Интернет-портала белорусских средств массовой информации предполагает решение ряда важных задач. Вопервых, обеспечение эффективного присутствия государственной позиции в интернете, включая оперативное реагирование на возникающие информационные поводы. Вовторых, содействие популяризации белорусских средств массовой информации в сети. В-третьих, создание технических и иных условий работы Интернет-версий белорусских СМИ путем их объединения через агрегатор, расположенный на Интернет-портале.
– Александр Иванович, как Вы оцениваете успехи региональной прессы в виртуальном пространстве? Готова ли она конкурировать с республиканской?
– Конечно! Дело в том, что сегодня в редакции региональных средств массовой информации приходят новые кадры – молодые, энергичные, образованные. Они очень, как говорят, «продвинутые» в области информационных технологий. Поэтому им под силу разработать и внедрить сайт, отвечающий всем современным требованиям, оперативно наполнять его «свежей» информацией, реагировать на просьбы и замечания пользователей. Радует, что этому уже есть масса примеров. Если к делу подходить профессионально и творчески, сайт будет востребован как в Минске, так и в любом районе республики. Он обязательно займет свою нишу во «всемирной паутине».
Екатерина ДРОБЫШ, Вестнік сувязі №3